+7 (499) 380-75-19 info@rzta.ru

Монтаж трубопроводных систем различного типа и назначения не обходится без использования запорной арматуры. В этой связи вопрос о том, где устанавливаются задвижки, приобретает особую актуальность. Этот тип изделия отличает надежность, обеспечивающая герметичность перекрытия движения потока среды в трубе, в сочетании с конструктивной простотой, гарантирующей продолжительный период эксплуатации. Именно это делает металлопродукцию востребованными на различных объектах промышленного и коммунального назначения.

Длительная и беспроблемная эксплуатация детали становится возможной только при условии квалифицированного монтажа. Отсутствие ошибок со стороны мастера защитит систему от протечек и разрывов на узловом соединении.

Выбор задвижек и способа установки

Мест, где используются задвижки, действительно множество: трубопроводы промышленного назначения, коммунальные инженерные сети, водопроводы частного применения. Выбор в их пользу определяется конструктивными особенностями и преимуществами, а способ выполнения монтажа выбирается с учетом типа задвижки, рабочего привода, габаритов трубопровода. «Сибирский завод трубопроводной арматуры» не ограничивает выбор покупателя, позволяя ему принять решение, отвечающее текущим производственным задачам.

Устройство арматуры предусматривает размещение в корпусе двух внутренних седел и затворного механизма, закрепленного на шпинделе, соединенном, в свою очередь, с ходовой гайкой. Использование привода (механического или автоматического типа) вызывает перемещение затвора, который может занимать два рабочих положения: открывать или перекрывать движение потока. В промежуточном положении, с целью регулирования, запорная арматура не эксплуатируется.

Преимущественное отличие задвижки от альтернативных устройств состоит в низком гидравлическом сопротивлении. За счет этого удается снижать энергетические потери, возникающие при транспортировке жидких и газообразных сред. Именно поэтому они лидируют при монтаже магистральных систем и трубопроводов.

Конструкция задвижек

Тип затвора

По типу затвора, обеспечивающему перекрытие потока в трубопроводной системе, выделяются:

  1. Клиновые задвижки (с жестким и упругим клином) отличаются полнопроходным исполнением с наличием невыдвижного штока. Клин как запорный механизм обеспечивает плотное перекрытие потока за счет применения уплотнительного материала (металл/резина). Присоединение к трубопроводу осуществляется приварным, резьбовым или фланцевым способом.Изделие устанавливается на трубопроводах магистрального и технологического типа. Оно адаптировано к воздействию высоких температур и давлению среды. Возможно использование клиновых задвижек и в коммунальном хозяйстве.
  2. Параллельная задвижка отличается параллельным расположением пары седел и запирающих дисков запорного механизма с наличием фиксации с помощью пружинного элемента. Может выпускаться из стали и чугуна, оборудуется штоком выдвижного или невыдвижного типа. Герметичность затвора обеспечивается наличием металлических напаек в качестве уплотнителя, используемых между затвором и корпусом изделия.Установка практикуется в различных инженерных системах в промышленности и коммунальном хозяйстве.

Тип привода

Рис. 2 Типы приводов

В зависимости от способа управления можно выделить изделия:

  1. С ручным управлением, где для перекрытия среды следует прикладывать физическую силу (вращать маховик). Такими задвижками чаще всего оборудуются водопроводные и канализационные системы.
  2. Приводной тип управления, который позволяет регулировать работу системы дистанционно или удаленно.

Тот или иной способ управления трубопроводной арматурой вносит свои корректировки в регламент выполнения ее установки.

Выполнение установки

Рабочий проект и инструкция по выполнению монтажных работ – базовые документы, которыми руководствуются при установке задвижки.

Способы фиксации задвижки в трубопроводную систему

В зависимости от того, где применяются задвижки, выбирается и способ их крепления. Это может быть:

  1. Резьбовое крепление. Чаще используется в трубопроводных системах бытового назначения.
  2. Фланцевое соединение (с применением соединительных фланцев). Применяется при монтаже задвижек на объектах промышленного использования и магистралях.
  3. Сварное соединение.

Место установки

Место установки задвижки выбирается с учетом производственной необходимости. При этом важно обеспечить удобный доступ к устройству, позволяющий управлять, контролировать параметры его работы, а также проводить текущую диагностику и ремонт.

Положение изделия на трубопроводе – важный фактор, влияющий на работоспособность. Лучше всего размещать его на трубопроводе шпинделем вверх. Это поможет снизить засорения и загрязнения шламом затворной камеры.

Наличие приводного управления предусматривает вертикальное расположение штока. А размещение устройства на открытом воздухе предполагает необходимость строительства навеса.

Меры безопасности при проведении монтажа

Рис. 3 Опоры под трубопровод и задвижки

В процессе установки запорных задвижек важно предотвратить появление изгибов, растяжений, перекручивания тубы. С этой целью под обе стороны трубопровода предварительно устанавливаются опоры.

При монтаже фланцевого крепления важно соблюсти параллельность между фланцами на задвижке и трубе. Недопустимо наличие каких-либо перекосов. Если же таковые появились, то исправлять ситуацию не следует путем интенсивной перетяжки болтового соединения или использованием дополнительных прокладок.

При наличии температурных колебаний (внутренних или внешних), а также при работе на трубопроводе диаметром более 100 мм, места установки задвижек следует усилить опорами или же использовать компенсатор, что поможет предотвратить появление деформации или смещения.

Подготовка к проведению монтажных работ

В большинстве случаев конструкция задвижек отличается двунаправленностью, что позволяет монтировать изделие без учета направления потока вещества в системе.

Первое требование перед началом монтажных работ – провести разгерметизацию изделия, удалить защитные колпаки, устранить консервационную смазку, провести предварительный осмотр на предмет целостности и отсутствия инородных тел в технических отверстиях.

Крайне важно провести проверку работоспособности изделия. Для этого затворный механизм переводится в крайние положения.

Место монтажа тщательно готовится: очищается участок трубы, убирается мусор и грязь.

Установка задвижки

Рис. 4 Место размещения

Крепление задвижки на трубу предполагает:

  •  выбор удобного места для размещения;
  •  зачистку отрезов, устранение загрязнения;
  •  нарезку резьбы или крепление фланцев к отрезам с использованием сварки;
  •  герметизацию участков соединения с применением уплотнительных колец и межфланцевых прокладок, выбор которых производится с учетом типа рабочей среды, температуры, давления в системе (резина, паронит, фторопласт) или герметиков, если задвижка крепится на резьбу.

Непосредственно крепление устройства происходит с помощью болтов-фиксаторов (при фланцевом способе) или путем вворачивания (при резьбовом соединении).

В ходе установке задвижек на трубопроводы с крупным диаметром сечения рационально применять специальное подъемное оборудование. При этом поднимать арматуру за конструктивные элементы (маховик, электропривод) недопустимо.

Если изделие монтируется в систему подземного трубопровода, то под него делается специальный насыпной настил.

По завершении монтажных работ проводится проверка на прочность и герметичность. В ее ходе затворная заслонка переводится в крайние положения: «открыто» и «закрыто».